Лошадь в мифологииРаздел: О таёжной природе |
13-09-2024 |
Лошадь впоследствии стала прочно ассоциироваться с богиней-матерью. Так, у древних греков существовала Меланиппа – богиня в образе чёрной кобылицы. Позднее её культ преобразовался в культ Деметры – богини плодородия, сопровождаемой Диоскурами – братьями-всадниками. Подобная модель (богиня-мать плюс её братья-всадники) присутствовала и в мифологических системах других народов.
Больше того, учёные свидетельствуют, что с приходом в Европу «культа коня» на этом континенте началась совсем другая жизнь, нежели та, что была раньше, и это в конце концов привело к расцвету именно европейской культуры. Так называемая «старая Европа», населённая неиндоевропейскими племенами, исповедовала культ быка. Всё это были мирные племена земледельцев, селившиеся в открытых деревнях на равнине. В IV тысячелетии до нашей эры эти племена были покорены и частью истреблены, а частью ассимилированы воинственными индоевропейцами, являвшимися носителями культа коня. Образ коня здесь неразрывно связан с фигурой всадника, побеждающего всех своих врагов. Этот архетип прошёл сквозь века, воплотившись, в частности, в образе православного Георгия Победоносца, скачущего на белом коне и попирающего страшного змея.
Кстати, особенным божественным статусом у индоевропейцев наделялся именно конь белой масти. Так, у славян белый жеребец был посвящён Перуну, а также его ипостаси – Святовиту. При каждом храме этих богов находилось стойло, в котором «божественного жеребца» содержали в идеальном порядке. Коня использовали для гаданий. Основное гадание заключалось в том, что определяли, с какой ноги начнёт двигаться конь, и в зависимости от исхода выносили решение. Такое гадание, происходившее на острове Рюген перед храмом Святовита, подробно описывает Саксон Грамматик, который был непосредственным свидетелем описываемых событий.